Я сижу, наклонившись вперед и едва не касаясь стекла маленького окошка Боинга, напряженно всматриваясь в приближающуюся землю. Наш самолет уже идет по глиссаде калининградского аэропорта Храброво, откуда я собираюсь начать долгожданное путешествие в XIV век. Мой друг Дима Остапчук, взявшийся стать моим Вергилием в этом путешествии, предупредил меня, что при заходе на 24 полосу слева, в районе дальнего привода, мелькнет замок Шаакен. Еще вчера я из дома зарегистрировался на калининградский рейс, чтобы обеспечить себе место у окна с левого борта. Заходили мы явно с прямой, значит, курс тот самый, осталось только определить момент пролета дальнего привода, исключительно по примерной оценке высоты. Смогу ли я заметить замок? Где именно надо искать его взглядом?
И в этот момент кирпичные стены с башенками вдруг вплывают под самолет перед самым моим носом – вот он, Шаакен, совсем рядом! Стены фасада, могучая крепостная стена, кольцом окружившая замковый двор... Путешествие в Средневековую Пруссию началось.



хостинг картинок без регистрации




Мечта увидеть места, о которых читал несчетное множество раз, вдохнуть тот самый (ну, или почти тот самый с поправкой на прогресс) воздух, прикоснуться рукой к кирпичной кладке, уложенной семь веков назад, вызревала достаточно долго, чтобы в какой-то момент вдруг начать осуществляться. Именно вызревала, так как в начале марта все стало происходить само собой, практически без моего участия – мне только нужно было не мешать ходу событий. Сначала мне позвонил Гоша, отец двух благовоспитанных мальчиков, с которыми дружит моя шестилетняя дочка-сорванец, и сказал, что наткнулся на акцию «Трансаэро», обещавшую билет в оба конца с сумасшедшей скидкой по нескольким направлениям, включая Калининград. Заказывать билеты надо было немедленно, а моя карточка почему-то не проходила валидацию. Гоша, интересовавшийся результатом, предложил помощь, и оплатил заказ своей карточкой. Уладив дела с банком, гостиницу я забронировал уже сам. Выбрал небольшой новый отель «Берлин», полагаясь исключительно на интуицию, и сообщил Дмитрию Остапчуку о том, что в конце мая намереваюсь свалиться ему на шею. Дима с поистине орденским гостеприимством выразил радость по поводу моего визита, и пообещал провезти меня на своей машине по всем интересующим меня местам. Думаю, в тот момент он слабо представлял, куда ему придется отправиться.
Я сразу попросил его исключить такие «обязательные» места паломничества, как Куршская коса, пляжи Светлогорска, форты и вообще все, не относящееся к орденскому периоду. Не потому, что это неинтересно, просто я поставил перед собой грандиозную, и практически малореальную задачу побывать в Пруссии Немецкого ордена братьев госпиталя Пресвятой Девы Марии Тевтонского Дома в Иерусалиме, или, как принято называть его в России, Тевтонского ордена, располагая всего двумя сутками времени. Дмитрий огорчился, но вида не подал и с тевтонским хладнокровием сказал «Как скажете!»

Следующее не зависящее от меня обстоятельство пришло мне на электронную почту в виде уведомления от «Трансаэро» о переносе времени вылета обратно в Москву на 11 утра, то есть на два часа раньше, чем я рассчитывал. Значит, времени там у меня будет еще меньше. Прежде, чем дать согласие на перенос вылета, на всякий случай сделал запрос, нет ли рейса позже и – о чудо! такой рейс оказался, с вылетом из Храброво в 17.55. В тот момент я еще не знал, что подобные случайности меня ждут на всем протяжении короткого путешествия, а колоссальное значение переноса вылета откроется позже.
Если хочешь успеть как можно больше, а времени на это отведено совсем мало, надо планировать. Я точно знал, что поездка будет бессмысленной, если я не увижу замков Рагнит, Бальга и Лохштедт. Причем побывать в Лохштедте было не только моим желанием, но и строгим наказом дочки. Как-то раз, после фестиваля реконструкторов, я рассказал ей трагическую историю Генриха фон Плауэна, спасшего Мариенбург и тем самым весь Немецкий орден после Танненбергской (Грюнвальдской) битвы, но вскоре заточенного в замке Бранденбург по неправедному обвинению, и о грустном закате жизни реабилитированного слишком поздно великого рыцаря. Впечатленная судьбой Гериха фон Плауэна, дочка категорично заявила, что ждет от меня фотографии того камня, на котором опальный Верховный магистр сидел, глядя на воды залива Фришес Хаф и думая тяжкие думы.
Камень, разумеется, был плодом моего воображения, но не попытаться отыскать такой я не мог. Проблема была в том, что все три намеченных пункта разнесены в пространстве, как лучи на эмблеме «мерседеса», и побывать там за один день невозможно физически. После долгих колебаний я набрался смелости, и написал Анатолию Павловичу Бахтину, главному архивисту Калининградской области и крупнейшему российскому историку по теме Немецкого ордена письмо с просьбой о консультации. Ведь непростительно было бы, проезжая по земле, буквально усеянной следами ордена, пронестись мимо многих мест, даже не подозревая об этом.


хостинг изображений



Анатолий Павлович отнесся к моей просьбе очень серьезно, разработал и прислал мне подробнейший маршрут до Рагнита и обратно с заездом в восемь интереснейших мест, нарисовав на скриншотах Google Map не только общее направление движения, но и пути проезда к каждому из объектов. Более того – Бахтин сам предложил встретиться с ним лично. Но в день прилета, в пятницу, я не успевал попасть к нему в архив до конца рабочего времени, а в субботу планировалась поездка в прямом смысле «от рассвета до заката». И вот тут-то и перенос времени вылета оказался как нельзя к месту. Мы договорились о встрече на Бальге, где Анатолий Павлович еженедельно с добровольцами проводит работы по если не спасению, то по крайней мере, замедлению процесса гибели этого легендарного замка. Таким образом, программа поездки выстроилась практически идеально. Единственно, Дмитрий мне сказал, что навестить замок Бранденбург в поселке Ушаково не получится, так как он находится в четвертой стороне света. Мы просто не учли, что в Калининградской области целых четыре населенных пункта носят имя великого адмирала. Но об этом позже.


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Кирха в Повундене (п. Храброво)

Итак, я вышел из здания аэровокзала, сел в машину Дмитрия, и мы поехали в противоположную от города сторону. Внезапно Дима свернул налево, на кусочек грунтовой дороги, и загадочно произнеся «сюрприз» повел в сторону от дороги. Буквально через несколько шагов нам открылась кирха необычайной красоты.
Почти разрушенная, она осталась гордой и величественной, это свойство орденской архитектуры меня будет поражать затем на протяжении всего путешествия. Кирха Святой Барбары в Повундене, построенная в 1325 году, была одним из красивейших архитектурных сооружений в
Северо-Восточной Пруссии на протяжении шести с половиной веков. Не пострадала она и во время Второй Мировой войны, все, что с ней стало теперь – результат варварского равнодушия и цинизма. В тот момент я остро понял, что на три дня должен отодвинуть от себя эту жуткую до невыносимости реальность. Переживу ее потом, позже. А сейчас буду смотреть на все так, будто вижу прошлое, вижу ухоженную красоту и грозную мощь, самую душу прекрасных зданий. Я полюбил эту землю, еще не побывав в ней, и я должен увидеть ее такой, какой она останется в веках.


хостинг картинок bmp



фотохостинг бесплатный



хостинг фотографий



хостинг картинок для форумов



хостинг картинок для форумов



Святая Барбара (Варвара) Илиопольская считается покровительницей при внезапной смерти – смерти без покаяния и причастия, поэтому она особо почиталась воинами Немецкого ордена, готовыми отдать жизнь за Господа в любой час.
Ромбический узор – знак ордена – на фасаде. Теплое солнце, медовый запах цветения вокруг, тишина, покой, вечность...



Замок Шаакен (п. Некрасово)

К следующей встрече я был немного готов, но когда замок Шаакен внезапно открылся из-за деревьев, обрамляющих дорогу, это было снова как удар. Выйдя из машины и повинуясь импульсу, я достал из сумки свой реконструкторский плащ белого сукна с черным крестом, нашитым на левое плечо. Не могу объяснить, чем я руководствовался, взяв его с собой в дорогу, но как уже говорил – вся происходило как-то само собой, и я просто подчинился интуиции. Попытка купить билеты в музей, каковым сейчас является Шаакен, удалась не сразу – не могли найти никого, кто бы представлял администрацию. Но замок жил! Две девушки в центре двора неспешно объезжали лошадей, за ними, стараясь не отставать, скакал маленький жеребенок. В загоне в углу паслись козы, а с небольшой трибуны, сооруженной для реконструкторских мероприятий, доносилась средневековая музыка.


фотохостинг png



фотохостинг бесплатный



фотохостинг



Обойдя двор и сфотографировав арочный вход с небольшой статуей Девы Марии, девизом ордена Helfen – Wehren – Heilen (Помогать – Защищать – Исцелять) и знаменем Верховного Магистра, мы вышли за ворота и прошли вдоль стен снаружи замка. Стены, сложенные из так называемого полевого камня (валунов, принесенных когда-то ледниками), сложенные тщательно и умело, имеют нетрадиционную для орденской фортификационной архитектуры круглую, а не прямоугольную в плане форму.


фотохостинг бесплатно



И сейчас, в начале XXI века, они казались неприступными и могучими. С небольшого пруда, бывшего когда-то частью рва, красиво и громко квакали лягушки. На секунду небо затмил аист, огромный, как птеродактиль, и улетел в гнездо на вершине одной из башен.
Построенный в конце XIII века на месте прусской крепости Зоке, Шаакен был резиденцией фогта и входил в пояс укреплений, защищавших Кёнигсберг со стороны залива Куришес Хаф, по льду которого устраивали набеги пруссы-скаловы, а затем и литвины. Орденский замок Шаакен ни разу не был захвачен неприятелем.


фото хостинг



бесплатный хостинг картинок



хостинг картинок без регистрации



image uploader



фото хостинг



Верувшись в замок, мы, наконец, легализовали свое пребывание покупкой билетов, выпили крепкий кофе в местной трапезной, накупили сувениров и познакомились с чудесным юношей в голубой холщовой рубахе и глазами Иисуса. Реконструктор и один из смотрителей замка, Иван был невероятно органичен. Когда над головой пролетел «мой» Boeing-737-500, возвращавшийся в Москву, Иван, мягко улыбнувшись, сказал – «Да, драконы постоянно тут летают».
Мне казалось, здесь можно пробыть бесконечно, но... впереди ждал третий и последний на сегодня объект.



Замок Лохштедт (близ г. Балтийск)

Замок Лохштедт. Путь к нему по шикарному автобану занял без малого полтора часа, и закончился неподалеку от въезда в город Балтийск (Пиллау), у бывшего пропускного пункта в город и крупнейшую военно-морскую базу Балтийского флота.
Дальше надо было снова полагаться на чутье, и мы направились по идущей вниз дорожке туда, где сквозь деревья поблескивала вода залива Фришес Хаф. Когда-то, много веков назад, на месте этой дорожки проходил пролив, соединяющий Фришес Хаф с Балтийским морем, но еще во времена ордена его стало заносить песком, тогда и утратил стратегическое значение замок Лохштедт, стоявший над проливом.


фотохостинг бесплатно



хостинг картинок бесплатный



фото хостинг



Выйдя на берег и поздоровавшись с ласковой водой залива, я огляделся. Сразу за железнодорожной веткой, идущей вдоль берега, возвышался огромный заросший деревьями и кустарником холм. Именно тут и должен быть Лохштедт, решили мы с Дмитрием, и полезли вверх. Вскарабкавшись на холм, что оказалось не очень простой задачей, мы долго продирались сквозь бурелом и кустарник, пока не оказались на странной тропинке, слева и справа которой были крутые откосы.
- А ведь это стена замка! – внезапно догадался Дмитрий. Внимательно оглядевшись, мы поняли, что достигли цели. Зрелище было странным. Бывают полуразрушенные замки. Бывают замки, которые сровняли с землей. Лохштедт производил впечатление замка, который... выкопали из земли, как выкапывают кусты сирени. Потом А.П.Бахтин рассказал, что при восстановлении замка Мариенбург (Мальборк) в Польше долго не удавалось найти никаких сведений о замковой кухне. Кухня обнаружилась в полуразрушенном Лохштедте, и ее, в буквальном смысле выкопав из земли, «пересадили» на новое место.
Вообще, копали тут много и с размахом. Не знаю, кто именно – саперы, искатели «янтарной комнаты» или «черные копатели», а скорее всего, все вместе взятые. Но куски подвалов и внутренних стен до сих пор видны сквозь заросли. Самое поразительное, что на одном из холмиков я обнаружил огромный валун, в точности такой, каким я описывал своей дочке! Не знаю, сидел ли на нем Генрих фон Плауэн, но валун я сфотографировал.


хостинг изображений



хостинг картинок без регистрации



фотохостинг



image uploader



хостинг фото



Спускаться тем же путем я побоялся. Попытки пройти с другой стороны едва не окончились падением в удивительно глубокий ров, к счастью, в одном месте поднявшийся до уровня проходимости.
Отрезок пути к спасительной дорожке был насколько короток, настолько и своеобразен: трава, доходившая до подмышек, не позволяла даже предположить, что находится под ногами, которые то и дело проваливались в какие-то ямы и цеплялись за сухие сучья. В какой-то момент я спросил спутника, а как здесь с гадюками, на что получил блистающий оптимизмом ответ:
- Прекрасно! Их тут полно! Впрочем, добавил Дима, мы так шумим, что они наверняка уже расползлись...

Когда мы уже ехали в Калининград, я стал думать о прозе жизни в виде ужина. Дима, с сомнением оглядев мои джинсы, вымазанные лохштедтской глиной, посоветовал Мак Дональдс.


Здесь, в самом центре Калининграда, до 1970 года стоял Королевский Замок, сердце Кёнигсберга, основанного в 1255 году чешским Королем Пржемыслом Отакаром II.
Теперь стоит вот это.



залить картинку на форум